Саамы
другие названия народа: «лопари», «лопь», «лапняне», «лапландинцы»
Содержание
Расселение
Саамы живут в Норвегии, России, Финляндии, Швеции, а также, в небольшом количестве, на Украине и в Северной Америке.

Общая численность саамов — от 60 до 80 тысяч человек.

По данным Всероссийской переписи населения 2010 года численность саамов в России составляла 1771 человек (городское население — 787 человек, сельское — 984).

Подавляющее большинство саамов в России проживает в Мурманской области (преимущественно — в Ловозерском, Кольском и Ковдорском районах).

Язык и письменность
Группу саамских языков относят к уральской языковой семье, ее финно-угорской ветви.

У саамов России, есть своя письменность, и она основа на кириллице. Появилась она в конце XIX века. В 1926 году кириллицу сменила латиница, а десятью годами позже в основу письменности снова легла кириллица.

На сегодняшний день существует новый вариант кириллистической письменности, который впервые увидел свет в 1982 году. Его начали печатать в букварях в том же году.

А в 1985 году был издан большой словарь саамского языка.



В России официальный статус саамскому языку не присвоен, а изучение его в школах ведется лишь в начальных классах в местах проживания народности.
Религия
Саамы с древних времен были язычниками, верили в наличие верхнего, среднего и подземного миров.
Нижний, потусторонний мир, где жили души умерших и духи-покровители, находился под землей. Средний мир был земным, где жили люди и животные, а верхний — небо — принадлежал божествам.

Выделяются основные направления духовной культуры саамов:

1. Промысловый культ
2. Культ предков
3. Шаманство
4. Культ идолов и сейдов
1. Промысловый культ.

Поскольку жизнь зависела от успеха в добыче пищи, саамы поклонялись духам, которые покровительствовали промыслам. За рыбную ловлю отвечали человек-рыба Аккрува и дух, принявший облик моржа. Охотники молились Мецу — хвостатому, покрытому шерстью хозяину леса.
2. Культ предков.

В отличие от других народов севера, саамы почитали умерших: их задабривали, приносили им угощения, просили об успехах в промысле.

3. Шаманство.

У саамов выделялись служители культа (нойда, нойд, кебун), выполнявшие функции шамана, жреца и колдуна. При камлании они использовали бубен (каннус, кобдас) или специальный пояс (почень).
4. Культ идолов и сейдов.

Часть племен устанавливала на видных местах идолов, однако большинство саамов почитало сейды — священные места, которые имели
природное происхождение. Возле них совершали обряды и устраивали жертвоприношения.
Сегодня основная часть российских саамов православные, скандинавская народность исповедует лютеранство. Однако этот факт не помешал им сохранить и веру в духов
Жилище
Полукочевой образ жизни определил типы традиционных построек саамов
Вежа
Традиционное зимнее саамское жилище - вежа представляло собой бревенчатую постройку в форме четырёх- или шестигранной усечённой пирамиды высотой 2,5 м и площадью 3×3 м с дымовым отверстием вверху.

Бревенчатый остов с наклонными стенами покрывали оленьими шкурами или плотной тканью, сверху укладывали хворост, дерн и древесную кору. Вверху оставляли отверстие для выхода дыма.

В центре вежи из камней складывали очаг. Вход закрывали дверью, прикрепленной к образующим его бревнам.
Теснота помещения, постоянный дым от костра способствовали переходу большей части саамов к более удобному и благоустроенному жилищу - тупе
Тупа
Представляет собой примитивный бревенчатый домик площадью 12 - 13 квадратных метров и высотою немногим более 2 метров.

Она имеет одно или два небольших оконца. В прошлом крышу делали плоской, насыпали на нее землю и укладывали дерн. В углу возле двери из камней, обмазанных глиной, устраивали камелёк - очаг наподобие камина.

Тупа, по сравнению с вежой, была светлее и удобнее. В домашнем обиходе саамов появились стол, скамейки, полки для посуды.
Во временных стойбищах в период весенне-летних кочевок саамы жили в переносных шалашах - куваксах
Кувакса
Простейшая кувакса состояла из нескольких шестов, расставленных на земле по кругу и связанных вверху. На этот конический каркас натягивали чехол, сшитый из оленьих шкур. В теплое время использовали чехол из бересты или парусины.

Посредине куваксы раскладывали костер для приготовления пищи, обогрева и освещения. По бокам стелили оленьи шкуры, на которых днем ели, шили, отдыхали, а ночью спали.

В этих традиционных жилищах саамов помещались одна или две семьи. Если в жилище было две семьи, то каждая занимала свою половину.
Занятия
Основными занятиями саамов в зависимости от территории обитания той или иной группы и природных условий являлись оленеводство, рыболовство, морская и сухопутная охота.

Именно этот образ жизни давал им и пищу, и одежду, и строительный материал для жилищ, и средство для передвижения. Образ жизни саамов, в основном, сохранился и сегодня.

Они никогда не охотились или ловили рыбу просто так, редко делали большие запасы пищи, не трогали зверей и птиц с детёнышами.
Не требовать от природы больше, чем нужно для потребности семьи – вот главный принцип отношения саамов к природе
Традиционной основой экономики саамов является оленеводство. Размер стада составляет несколько десятков голов. Круглый год олени находятся на подножном корме. Зимой со второй половины ноября по март включительно оленей пасут. С начала июня до октября олени пасутся вольно, но люди помогают, ограждая оленей от волков. В октябре стада сгоняются на зимние пастбища.
Хозяйственную утварь и посуду саамы изготовляли из дерева (чаще березы) или бересты. Из дерева выдалбливали миски, чашки, ковши, ложки. Рукоятки посуды иногда украшали орнаментом. Из бересты изготовляли корзины, коробочки, своеобразные скатерти. Для некоторых продуктов шили мешки из замши или дубленой кожи.
Обычаи народа
Современные российские саамы стремятся сохранить свои культурные и религиозные обычаи, изучить свои корни.
Интересно, что детей при рождении одаривают оленями, все оленята которых затем считаются собственностью детей, но не их родителей.

Если саам имеет несколько дочерей, у которых разное количество оленей, то юноши будут ухаживать только за той, у которой их больше, нежели за ее сестрами. При этом не посмотрят насколько она порядочна, умна или красива.

Брачный возраст у саамов наступал после 20 лет, причем от юноши этого возраста требовалось умение убить и освежевать дикого оленя.
Преемственность поколений – одна из основ сохранения саамской культуры
Жених не имеет права разговаривать со своей невестой до тех пор, пока не получит на это специального разрешения.
Сын после женитьбы отделялся от отца и заводил своё хозяйство. Однако прежде чем отделиться, молодой муж должен был определённое время (иногда до года) отработать у тестя.
Приданое невесты состояло из различной домашней утвари и принадлежностей хозяйства, постели, одежды и нескольких оленей.
Фольклор
Саамский фольклор концентрирует в себе элементы истории, хозяйственных понятий, религиозно-обрядовые традиции, юридические и моральные нормы и различные формы общественных увеселений.
Основными типами фольклорных явлений у саамов России следует считать: сказочный эпос, песни, обрядовый фольклор.

Особенность бытовых саамских сказок-повествований заключается почти в полном отсутствии элементов легендарного. Как правило, темой сюжета служит некое реальное событие, и не весьма отдаленное от наших дней.

Например, переезды оленей с одного места на другое, жадность попов, перипетии, связанные с посылкой ходоков к царю, призыв на военную службу и т.д.
У саамов России, так же как и у скандинавских, не существовало своих музыкальных инструментов, музыкальные эмоции они выражали посредством пения
Саамские песни представляют собой импровизацию. По содержанию песни весьма просты. Песен исторического или легендарно-мифологического характера у саамов не существовало.
Обычно распеваемые песни связаны с охотой, оленеводством, сватовством и женитьбой, поездкой в гости и т.п.
Традиционная одежда
Комплекс одежды саамов формировался на протяжении многих веков и долго сохранял свою традиционную специфику. Сезонный костюм делился на летний и зимний, в каждом из которых была повседневная и праздничная одежда.

Нательной одеждой всех саамов была рубаха с длинными рукавами. У Кольских саамов бытовала суконная одежда — юпа, белого цвета у женщин и серого у мужчин. Юпы Кольских саамов украшались цветными лоскутками и бисером.
Также в качестве элемента одежды саамы носили овчинные шубы, сшитые мехом внутрь, которые назывались торк.


На церемонии, крестины, похороны, свадьбы представители этого коренного северного народа стараются нарядиться в соответствии с вековыми правилами
Зимний комплекс плечевой одежды состоял из нательной рубахи, суконной блузы или короткой рубахи, связанной из шерсти бузурунка, и глухой меховой одежды — песка, печок.

Одежду шили из оленьих шкур коричневого цвета мехом наружу, при носке у ворота стягивали шнурком, концы которого украшались суконными лоскутками треугольной формы и бусинами.

Зимняя одежда саамов
Саамские женщины на Кольском полуострове носили головной убор шамшура, а девушки перевязку. Надевали шамшуру таким образом, чтобы не было видно волос.
Повседневным головным убором саамских мужчин в летнее время был островерхий колпак, связанный из овечьей шерсти, в зимнее время - глубокие шапки с небольшими наушниками.
Вся зимняя обувь шилась из меха, летняя — из кожи. Промысловую обувь делали в основном из шкуры нерпы. При изготовлении обуви саамы использовали нитки, изготовленные из сухожилий, снятых с хребта оленя (наиболее длинные).
Традиционная еда
Пища саамов издавна состояла из мяса (зимой) и рыбы (летом).
Мясо употребляли в вареном, вяленом, замороженном или в соленом виде. Вяленое мясо заготавливали впрок, на зиму. Для этого мясо нарезали полосами и подвешивали над огнем. Иногда вялили прямо на воздухе. Такое мясо считалось более вкусным.

Также саамы издавна употребляли в пищу сырое замороженное мясо (строганину), которое для еды нарезали тонкими ломтиками.

Летом и осенью основу питания Кольских саамов составляла рыба, преимущественно озерная: сиг, щука, окунь, налим и др.
Из растительных продуктов в состав пищи саамов в конце XIX - начале XX в. входила ржаная мука, которую покупали у русских. Основное изделие из нее - пресные ржаные лепешки, которые выпекали в пырте перед камельком.
В 1920-е годы Кольские саамы стали употреблять в пищу, хотя и в небольших количествах, овощи, особенно картофель и лук. Стали собирать грибы и ягоды - бруснику, чернику и морошку.
Любимый напиток Кольских саамов - чай, который они пьют несколько раз в день. Раньше особенно любили пить чай с луком, опуская его в стакан тонкими ломтиками.
В настоящее время питание Кольских лопарей существенно изменилось.
Пища стала более разнообразной
Интересные факты
Саамы имеют национальные символы – флаг и гимн

Национальный флаг саамов был утверждён в 1986 году на Конференции северных саамов.
Четыре цвета флага (красный, синий, зелёный и жёлтый) — цвета гакти, традиционного саамского костюма, круг отражает форму саамского бубна и символизирует солнце и луну.

Международный день саамов отмечается 6 февраля

Решение о праздновании было принято в 1992 г. Праздник отмечается в Норвегии, Швеции, Финляндии и в Мурманской области Российской Федерации.
Во время официальных действий над мэрией или ратушей поднимается саамский флаг и звучит гимн саамского народа. В школах рассказывают о саамах, их истории, культуре. Традиционно устраиваются праздничные застолья.

Национальная игра саамов - футбол

Саамы имеют свою национальную футбольную команду, которая в 2006 году одержала победу на чемпионате мира по футболу среди непризнанных сборных.
Традиционно в футбол у саамов играли женщины в сарафане, подол которого должен закрывать колени. Саамский футбольный мяч должен быть сшит из кожи оленя и набит шерстью.

Made on
Tilda