КОряки
народ, коренное население северной части полуострова Камчатка. В настоящее время компактно проживают в Камчатском крае, Магаданской области и Чукотском автономном округе России.
Содержание
Расселение
Перепись 2010 года показала наличие 7953 представителей корякской народности на территории России.
Проживание ограничивается зонами исторических мест обитания. Среди них:
Камчатский край — 6640 человек.
Магаданская область — около 700 человек.
Чукотский АО и другие регионы — около 600 человек.

Коряки ассимилировались с русскими и другими соседскими народами, образовали единые населенные пункты. Представители народности составляют 30-40% в поселке Палана, Пенжинском, Карагинском районах Камчатского края.
Национальных поселений с преобладающим корякским населением не осталось.
Язык и письменность
Корякский язык относится к палеоазиатской языковой группе, чукотско-камчатской семье. Ежегодно число носителей языка сокращается, по данным переписей, им владело, считая родным:
1959 г. — 99,6% коряков;
1989 г. — 52,4% коряков;
2010 г. — 18,3% коряков.

Письменностью народность не обладала, первый алфавит создан в 1931 г. на основе латиницы. Русская графика вводилась с 1937 г., в 1950 г. алфавит реформирован, приведен к современному виду. Существует алюторский диалект, свойственный для береговых коряков. Часть исследователей выделяет наречие в отдельный язык.
Религия
Традиционные верования коряков связаны с одушевлением всего сущего: животных, растений, явлений природы.
Главный мифологический персонаж — Бог-Ворон, предания о котором сохранились у всех северных народов и индейцев Северной Америки. Ворон — создатель всего сущего, вместе с тем — плут и проказник, попадающий в нелепые истории.

Обрядами коряков заправляли шаманы, одетые в волчьи шкуры, сопровождающие сакральные действа горловым пением, игрой на варгане и большом бубне. Обряды сопровождались жертвоприношениями оленей, собак, морских животных. С XVIII века традиционные обряды стали переплетаться с православными традициями и постепенно забылись.
Жилище
Яранга
Олицетворением родного дома для любого коряка является яранга.
По строению она похожа на небольшую юрту, покрытую шкурами оленей.

Самое теплое место яранги — полог или спальня, которое представляет собой небольшую квадратную «комнату» в центре, со всех сторон укрытую оленьими шкурами мехом внутрь.
Раньше туда забиралась вся семья и, зажигая «жирник» (светильник на основе тюленьего жира), укладывались на ночлег. Тогда в пологе становилось настолько жарко, что в даже в самые морозные ночи можно было спать без одежды.
Полуземлянка
Представляли собой полуподземные жилища из бревен.
Строения имели два входа: нижний, ведущий внутрь через сени, и верхний, который параллельно исполнял роль дымоотвода.

Лестница была очень крутой и напоминала скорее столб с углублениями-ступеньками для ног.

До нашего времени ни одного целого полуподземного дома в естественных условиях не сохранилось, поэтому увидеть их можно только в музеях.
Занятия
Кочевая часть народности занималась разведением больших стад оленей: от 400 до 2000 голов.
Главное занятие береговых коряков — охота на крупных морских животных: китов, тюленей, нерп.

В XIX веке основное значение приобрела рыбная ловля. Весной в прибрежные реки заплывали косяки лососевых рыб — нерка, кета, горбуша, в марте наступал сезон корюшки, апрель давал богатый улов сельди, зашедшей в спокойные воды для метания икры.

Женщины занимались собирательством орехов, кореньев, трав, моллюсков. Зимой коряки охотились на оленей, горных баранов, зайцев, медведей, волков.
Коряки всегда мудро распоряжались дарами природы.
Убитые животные использовались не только для пропитания. Из оленьих шкур шились теплые закрытые рубахи «кухлянки», которые украшали витиеватыми узорами из меха пушных зверьков. Для изготовления традиционных меховых валенок отбирались целые шкурки моржей и нерп.
Исключительно женским занятием считалась обработка мягких материалов, в частности шитье и вышивка. Мужчины занимались более тяжелым трудом: изготавливали фигурки, табакерки и украшения из моржовых клыков; обрабатывали металл, камень и дерево.
Обычаи народа
Мужчина выступал главой семьи, решал общественные вопросы, обеспечивал семью пищей, жильем, занимался тяжелым домашним трудом. Культ женщины закреплял за женой равные с мужем права. Бытовал обычай отработки: сватовство предполагало переселение в дом выбранной девушки, работу на тестей.
Незамужние девушки ограничивались в общении с противоположным полом, даже дать незнакомцу стакан воды считалось позором.
Вплоть до начала ХХ века сохранялись обычаи левирата: если умирал старший брат, младший должен был жениться на его жене и заботиться о ней и ее детях, а также сорората вдовец должен жениться на сестре умершей жены.
Фольклор
Основными жанрами повествовательного фольклора являются мифы и сказки, исторические предания и легенды, а также заговоры, загадки, песни.
Наиболее широко представлены мифы и сказки о Куйкыняку – Вороне. Он предстает и как творец, и как трикстер-проказник.
В исторических повествованиях отражены реальные события прошлого (войны коряков с чукчами, с эвенами, межплеменные стычки).
Музыка представлена пением, речитированием, горлохрипением на вдохе и выдохе, исполнением на инструментах. К лирическим песням относят «именную песню» и «родовую песню», имеющие местные и семейные напевы.
Общее корякское название музыкальных инструментов – г`эйнэчг`ын.
Главные праздники оседлых коряков посвящены промыслу морских животных.
Основные их моменты – встреча и торжественные проводы пойманных животных. Среди коряков до сих пор проводится праздник Первой рыбы, призванный «заманить» рыб в камчатские реки.

Традиционная одежда
Нательная одежда мужчин — штаны и рубаха из меха или шкуры, женщин — комбинезон из аналогичного материала. Береговые коряки шили штаны из тюленьих шкур, кочевые — из ровдуги, оленьих камусов.
Национальная верхняя одежда обоих полов — кухлянка, плотная шуба глухого покроя ниже колен или до пола. Шили из оленьих шкур, зимой использовали двойные шубы — мехом внутрь и наружу.

Голову защищали съемными или пришитыми к кухлянкам меховыми капюшонами. На руки надевали двойные рукавицы из меха или оленьего камуса.
Детям до 5 лет шили закрытые комбинезоны, часто без прорезей для конечностей.
Женщины украшали кухлянки по подолу собачьим или оленьим мехом, позже мехом пушных зверей. Широко использовалась меховая мозаика с геометрическим, анималистическим орнаментом.
Девушки из кочевых племен отдавали предпочтение пестрому меху. Береговые чередовали полосы светлых и темных шкур.

Мужчины и женщины имели татуировки, несущие сакральное значение, обозначающие социальный статус.
Размещали рисунки на видном месте: на ушах и лице. Способ нанесения типичный для северных народов: иглу с ниткой смазывали в жире и угле, затем пропускали под кожей, нанося узор. Например, продольные полоски вдоль носа женщины накалывали для излечения бесплодия.

Традиционная еда
Основной пищей коряков-оленеводов являлось оленье мясо, обычно вареное. Зимой употребляли толченое мерзлое мясо. Вяленое мясо шло на приготовление ритуального блюда — толкуши (мясо растирали пестиком, добавляя коренья, жир и ягоды).
Основной пищей приморских оседлых коряков была рыба: летом вареная, зимой – юкола и квашеная («кислая») рыба. Ценился жир морских животных, его ели в сыром или топленом виде, смешивая с мясом или юколой.
Впрок заготавливали сушеное мясо. На рыбалке квасили кислые головки и икру.
В блюдо добавлялись жир, ягоды, съедобные растения. Вместо чая заваривали свежие листья кипрея. На зиму заготавливали ягоды и орехи.
Интересные факты
Для коряков красная икра не является деликатесом. Ее часто используют в качестве корма для собак.

Made on
Tilda