ханты
коренной малочисленный угорский народ, проживающий на севере Западной Сибири, в основном в Ханты-Мансийском автономном округе
Содержание
Расселение
По данным Всероссийской переписи населения 2010 года, численность хантов составляет 30 943 человек. В составе этноса выделяют 3 группы:
  • Северные
  • Южные
  • Восточные
Население из южной группы перемешалось с татарским и русским вследствие близости проживания.
Ханты проживают преимущественно на территории Тюменской области, в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономные округах. Незначительная часть находится в Томской области, Казахстане, Украине.

Язык и письменность
Язык хантов вместе с мансийским и венгерским составляет обско-угорскую группу уральской семьи языков.
В 1930-е годы основой хантыйской азбуки послужил казымский диалект, с 1940 года в основу литературного языка был положен среднеобской диалект. В это время письменность первоначально была создана на основе латиницы, а с 1937 основывается на килиллице.

В настоящее время письменность существует на основе пяти диалектов хантыйского языка: казымском, сургутском, ваховском, сургутском, среднеобоком.
В современной России 38,5% хантов считают родным языком русский. У части северных хантов распространены также ненецкий и коми языки.
Хантыйский язык известен своей необычайной диалектной раздробленностью, которая затрудняла создание письменности.
Религия
Большинство современных хантов - православные христиане
Ханты с древности почитали стихии природы: солнце, луну, огонь, воду, ветер. Также у хантов существовали тотемные покровители, семейные божества и покровители-предки. Каждый род имел свое тотемное животное.
Особое место в традиции хантов занимал медведь. Согласно верованиям, первая женщина в мире родилась именно от медведицы. Огонь людям, а также многие другие важные знания подарил, Великий Медведь. Животное это высоко почиталось, считалось справедливым судьей в спорах и делителем добычи. При этом на медведя, в отличии от других тотемных животных, можно было охотиться. Для того чтобы примирить дух медведя и убившего его охотника ханты устраивали медвежий праздник.

До наших дней традиционные ритуалы и праздники дошли в измененном виде, их адаптировали под современные взгляды и приурочили к определенным событиям.
Жилище
Одна из ярких особенностей традиционной культуры хантов — большое разнообразие типов жилищ.

Чум
Оленеводы жили в чумах. Их широко использовали и рыбаки на летних сезонных поселениях.

Строение держалось на наклонных жердях, одни концы которых связывали вместе, другие расставляли по кругу. Поверх укладывали бересту, закрепляли ее палками. Чум покрывали листами бересты, шкурами оленя, брезентом. В настоящее время он преимущественно покрывается сшитыми шкурами оленя и брезентом.

Чум собирался из природных материалов просто и довольно быстро. Опытный хантыец собирал такой дом за 40 минут.

Срубный дом
Срубный дом служил постоянным зимним, а иногда и летним жилищем большинства хантов. По двум-трем стенам внутри дома делались из земли низкие широкие нары, на них клали плетенные из травы или тростника цыновки, поверх которых расстилали оленьи шкуры («постели»).
Вдоль свободной от нар стены около входа на полках размеща­лась посуда. В случае совместного проживания в одном доме семей не­скольких братьев нары разделялись невысокими перегородками на отдель­ные отсеки, служившие помещением для отдельных семей.
Земляные и полуземляные жилища
Представляли собой четырехугольную яму, укрепленную сру­бом, с крышей из жердей, покрытых дерном. Перед дверью жердями отгораживалась небольшая площадка, называемая тебын — сени. Здесь помещались собаки. Очаг устраивали сбоку или посредине землянки. Очагом в жилищах хантов служил костер — чувал из жердей, обмазанных глиной. Очаг был единственным отопле­нием и освещением жилища.
Современные ханты проживают в стационарных деревянных домах в обычных поселках и деревнях. Однако те, кто все же выбрал кочевой жизненный уклад, живет в переносных жилищах, продолжая традиции своих предков.

По мировоззрению ханты, дом — это все, что окружает человека в жизни.
Занятия
До начала ХХ в. ханты занимались преимущественно рыболовством (их называли «рыбоядцами», «рыбокожими»). Расселение хантов по рекам обусловило многообразие видов рыболовства: например, запорное, когда речку или протоку перегораживали специальным заграждением (запором) с отверстиями, в которые вставляли ловушки для рыбы.
Охота - на лося, дикого оленя, белку, соболя, лису и др.
Собирательство – сбор кедровых орехов и ягод.
Скотоводство. Оленеводы выпасали оленей, кочуя вместе с ними с одного ягельного пастбища на другое. Держали коров, овец и лошадей. В советское время разводили чернобурых лисиц.
Природа – высшая ценность культуры хантов
Традиционными ремеслами для хантов являются: резьба по кости, дереву; изготовление берестяных изделий; плетение из травы, камыша, прутьев; кузнечное дело.

Промыслами занимаются мужчины, женщины ведут хозяйство, изготавливают одежду, обрабатывают шкуры для чумов.
Обычаи народа
Обычаи и традиции народа ханты связаны с животными, которым они поклонялись.
По обычаям хантов, за всеми вещами маленьких детей нужно строго следить, чтобы с ребенком не случилось несчастье. Это касается и тех предметов, которые младенцу уже не нужны.

Женские и мужские семейные обязанности хантов строго разделены. Женщине запрещено брать мужские вещи.

Ханты очень радушны и любят гостей. Гостю дарят подарки, угощают самыми вкусными лакомствами, он всегда желанный человек в доме.

Медвежий праздник. Это самый любимый праздник хантов. Медведь считается олицетворением верховной справедливости, хозяин тайги. Каждая успешная охота на медведя сопровождается праздником, на котором люди стараются снять с себя вину за его убийство и совершают обряды, которые должны привести к благополучию всех участников праздника.
В мае отмечался праздник Водяного царя. Его устраивают после вскрытия рек, когда начинается ледоход. Просыпается Вит-куль — покровитель водоемов, который распределяет рыбу так, чтобы всем доставалось поровну. В день начала спуска лодок на воду делают жертвоприношение. Раньше это были животные, сейчас в воду бросают еду. Также Вит-куль традиционно получает в подарок крупную рыбу из первого улова.
Современные ханты отмечают День оленевода. Это ежегодный национальный праздник, который утвердили недавно с целью возрождения культуры древнего народа. Он празднуется в марте, когда заканчивается охотничий сезон. Это масштабное мероприятие со спортивными соревнованиями, конкурсами, танцами.
Фольклор
В фольклоре представлены различные сказки, мифы, героические сказания, ритуальные и лирические песни.
Среди народных сказаний - легенды о происхождении земли, о потопе, о путешествии в разные миры, о превращении героев в духов и так далее. Значительное место занимают повествования и песни о народных героях (богатырях) и животных.
Широкое распространение в народном фольклоре получил орнамент. Героями изображений обычно становятся местные животные, различные бытовые сцены, обряды и так далее.
Xантыйская музыка - главным образом одноголосная вокальная. Все формы музыки от простых танцев и бытовых напевов и наигрышей до обрядовых вокально-инструментальных композиций, циклов основаны на импровизации.

Каждый человек имеет как минимум две собственные личные именные песни: детскую, подаренную ребёнку вскоре после рождения матерью, и взрослую, сочинённую им к совершеннолетию.
Традиционная одежда
У северных Хантов-оленеводов зимняя мужская одежда – глухая малица из шкуры оленя мехом внутрь, с ситцевым чехлом сверху, с капюшоном и пришитыми рукавицами. В дорогу поверх нее надевают совик – глухую одежду мехом наружу.

В качестве летней одежды служили старые малицы или суконные гуси. У южных и восточных хантов-охотников летней одеждой был короткий халат из грубого сукна, отороченный по вороту, рукавам и правой поле мехом. Иногда летняя одежда шилась из брезента в виде плаща.
Промысловая у охотников – распашная, более короткая, из меха оленя или диких зверей.
Традиционная одежда и обувь сохраняются как повседневные у оленеводов и у некоторых групп сургутских хантов, у остальных – как промысловая и праздничная одежда.
Женская одежда – суконные или тканевые халаты,украшенные аппликацией на манжетах, подоле и полах. Надеваются поверх ситцевого платья и штанов.
Женские меховые капорообразные шапки отделывали цветным сукном, металлическими бляшками.

Зимние меховые сапоги носили мехом наружу с меховым чулком мехом внутрь. Летние из ровдуги расписывали красками – охрой и приготовленной из лиственничной коры. Низкие кожаные туфли (чирки), расшитые бисером или аппликативным узором, носили с вязаными шерстяными узорчатыми носками.


Преобладают Зоо- и растительноморфные мотивы орнамента
– «ветви березы», «заячьи уши», «след соболя», «оленьи рога», «щучьи зубы» и др. – выполнены техникой аппликации (на платьях, халатах) из полосок ткани, сукна или техникой меховой мозаики. Дополнительно такой мозаичный узор украшают полосками из цветного сукна и бисером.

Традиционная еда
Основным питанием хантов всегда являлось мясо диких животных и оленей.
В пище у хантов преобладает рыба, не случайно их называли раньше «рыбоядцами». Рыбу заготавливали впрок – вялили, сушили, коптили. Распространенный способ заготовки рыбы на зиму — юкола. Это вялено-сушеная потрошенная тушка, мясо которой нарезают квадратами. Лакомым блюдом была варка – икра, вываренная в рыбьем жире.
Мясо только что убитого оленя ели сырым и отварным. Зимой мясо оленя ели замороженным, нарезая ножом тонкие стружки.
Охотники употребляли мясо белки, лакомством считался ее желудок, наполненный кедровыми орехами.
Из дикорастущих ханты потребляли ягоды (чернику, черную смородину, бруснику, черемуху), которые ели сырыми, смешивая с жиром; собирали растения и различные клубни. Грибов не ели, считая их нечистым порождением. Весной собирали и пили березовый сок.
Распространено было жевание древесной смолы, преимущественно лиственничной, которая считалась средством для предупреждения цинги.
После контактов с русскими у хантов распространился обычай есть хлеб. Его готовят разными способами. Делают обычный хлеб, также его выпекают с икрой, оленьей кровью. Тесто замешивается на рыбном бульоне.
Интересные факты
Традиция кровной мести распространена среди хантов. Иногда семьи враждуют друг с другом на протяжении нескольких поколений. За убийство родственника здесь принято мстить семье виновника преступления.

Интересно, что этот обычай распространяется и на медведей. Если «хозяин тайги» лишит жизни охотника, пришедшего в лес за добычей, то сородич покойного должен отправиться в тайгу и покарать косолапого преступника. Причем труп такого медведя-убийцы полагается сжечь, и никакого праздника в его честь не устраивать.

Made on
Tilda