эвенки
Коренной народ Восточной Сибири. Живут также в Монголии и на северо-востоке Китая. Отдельные группы эвенков были известны как орочены, бирары, манегры, солоны
Содержание
Расселение
Эвенки населяют обширную территорию от Енисея на западе до Охотского моря на востоке. Южная граница расселения проходит по левобережью Амура и Ангаре.

Численность эвенков к моменту их вхождения в состав России (XVII век) оценивалась приблизительно в 36135 человек.

Сегодня в стране насчитывается около сотни населенных пунктов, где они живут, но в большинстве поселений их численность колеблется от нескольких десятков до 150-200 человек. Так, в Эвенкийском автономном округе — эвенков сравнительно немного — 11,6 % от их общей численности.
Язык и письменность
Эвенкийский язык принадлежит к тунгусо-маньчжурской семье, наряду с негидальским и эвенским. Отличается сложным многоступенчатым использованием гласных звуков, обилием сложных слов: деепричастий, падежных, глагольных форм.

Письменность появилась в 30-х годах ХХ века, сначала на основе латинской, затем русской графики. Ранее эвенки использовали примитивные пиктограммы: систему знаков, связанных с кочевками и охотничьим промыслом. Зарубками на деревьях вблизи покинутого стойбища обозначалось время ухода: тупой зубец означал непогоду, острый — солнечный день.
Если ушедшие люди не планировали возвращаться обратно, еловую ветку клали по направлению пути движения. Сложенная кругом ветка означала намерение вернуться на место стойбища вновь.
Религия
Традиционная религия эвенков — шаманизм, основанный на обожествлении сил природы, анимизме, вере в духов-хозяев и покровителей.
Вселенная Буга разделялась на 3 мира:

  • Верхний — располагается над небом, является домом для божеств. Входом в него является Полярная звезда.
  • Средний — земной, где живут люди и духи.
  • Нижний — туда уходит одна из душ для вечной жизни. Вход в нижний мир — водовороты и расщелины в скалах.

Шаманы путешествовали между мирами, были проводниками между живыми и мертвыми, приносили вести богов и погибших предков. Для обрядов использовали бубен, варган, неизменным элементом был огонь.
Шаманы участвовали в общих родовых праздниках, помогали при родах и болезнях, предсказывали будущее. Местами молений были большие поляны при общих родовых сборах, сакральные деревья, горные перевалы, большие камни.
В XVI—XVII вв. началось обращение эвенков в христианство. В конце XIX в. почти все числились православными, хотя отдельные группы испытали влияние ламаизма (в Забайкалье). Шаманизм сохраняется и сегодня, но большинство верующих эвенков — православные.
Костюм шамана олицетворял волка или медведя, был украшен анимистическими фигурками, бахромой, птичьими перьями.
Жилище
Охотники-эвенки, ведущие подвижный образ жизни, жили в легких переносных жилищах - чумах (дю).
Чум (дю)
В зависимости от сезона, природы на одном стойбище жили от 1-2 дней до недели. 2-3 чума располагались на большом расстоянии друг от друга. Чум был разборным, во время перекочевок легко умещался на двух нартах.

При перекочёвках каркас оставляли на месте, перевозя только покровы. Покровами служили берестяные тиски, нюки из ровдуги и лиственичная кора.

Чум устанавливался довольно просто и быстро. Чумы были расписаны изображениями оленей, оленьих стад, сцен охоты.
Почетное место в чуме для гостя или для хозяина было прямо перед входом.
Шалаш
Были распространены летние и зимние шалаши, покрытые корой. В большинстве случаев, использовалась лиственничная кора. В качестве покрытия конического шалаша могла использоваться береста и сено. Зимние шалаши строились из досок в форме многогранной пирамиды, покрытой землей, войлоком, нюками, сшитыми из оленьих шкур или ровдуги.

В прошлом внутри шалашей устраивали очаг, над ним — горизонтальную жердь для котла. Отопительной системой были кострище. В конце XIX в. устанавливали железную печь, для дымоходной трубы с левой стороны стойки переднего фасада оставляли отверстие.
Остов шалашей при перекочевках, перевозился эвенками с одного места на другое.
Сруб
Использовались также и срубы с двухскатной крышей, покрытые корой. Местами были также известны полуземлянки, заимствованные у русских срубные жилища, якутская юрта-балаган, в Забайкалье — бурятская юрта, у оседлых бираров Приамурья — четырёхугольное бревенчатое жилище типа фанзы.

В настоящее время большинство эвенков живет в современных типовых срубных домах. Традиционные жилища используются только на промыслах.
Занятия
Основой хозяйства эвенков было сочетание трех видов деятельности: охоты, оленеводства, рыболовства.

Охота
У большинства групп эвенков важнейшими объектами охоты были крупные копытные – лось, дикий олень, в меньшей части изюбрь и др. более мелкие животные. На лося охотились круглый год, используя различные способы охоты – скрадом, гоном (по насту), с лодки, на солонцах, с собаками, а также при помощи самострелов и петель.

Охотничий инвентарь включал: пальму - палка с широколезвенным ножом, понягу - деревянная доска для переноски тяжестей за плечами. Охотились в специальной промысловой одежде, передвигались на лыжах (обычно без палок). Обязательно присутствовала собака.
Вплоть до XIX века некоторые группы эвенков охотились при помощи лука и стрел. Затем кремневое ружье становится важнейшим охотничьим оружием.
Оленеводство
Оленеводство в хозяйственном комплексе эвенков играло подсобную роль. Размеры среднего стада были небольшими: 15-30 оленей, которых использовали только для перевозки грузов и верховой езды. Эвенки ездили на оленях верхом, их даже называли всадниками на оленях.
Рыболовство
Рыболовство было в основном летним промыслом, хотя эвенки знали также и зимний подледный лов. Острога являлась главным орудием охоты на рыбу. Иногда рыбу добывали с помощью охотничьего лука и стрел, оглушая ее стрелами с тупым наконечником во время ночного лучения с факелом.
Ремесло
Женщины выделывали шкуры, шили из них одежду, обувь, покрышки для чума, предметы домашнего обихода. Они обрабатывали бересту и делали из неё посуду, а также «тиски» — берестяные полотнища для чумов и для лодок-берестянок. Мужчины умели украшать узорами деревянные, костяные и металлические вещи, женщины — ровдугу, бересту и меха. На женщинах лежали обязанности ухода за детьми и приготовление пищи.
Обычаи народа
У эвенков существует неписаный свод традиций и заповедей, регламентирующий социальные, семейные и межродовые отношения
«Нимат» — обычай безвозмездной передачи своей добычи сородичам.

«Малу» — закон гостеприимства, согласно которому самое удобное место в чуме предназначается только для гостей. Гостем же считался всякий, кто переступал «порог» чума. Первая встреча обязательно сопровождалась рукопожатием. Раньше у эвенков принято было приветствовать друг друга обеими руками. Гость протягивал обе руки, сложенные друг на друга, ладонями вверх, а глава семьи пожимал их: сверху правой ладонью, снизу — левой.
«Левират» — обычай наследования младшим братом вдовы старшего брата.
«Тори» — брачная сделка, которая совершалась одним из трех путей: выплатой за невесту определенного количества оленей, денег или других ценностей; обменом девушками; отрабатыванием за невесту.
Одной из отличительных черт эвенков всегда было уважительное отношение к природе. Они не только считали природу живой, населенной духами, обожествляли камни, источники, скалы и отдельные деревья, но и твердо знали меру — не рубили деревьев больше, чем нужно, не убивали без необходимости дичь.
Фольклор
Фольклор эвенков включал песни-импровизации, мифологический и исторический эпос, сказки о животных, исторические и бытовые предания.
Эпос исполнялся речитативом, часто в исполнении принимали участие слушатели, повторяя отдельные строки за сказителем. Отдельные группы эвенков имели своих эпических героев (сонинг). Наиболее популярны мифы и сказки о животных.

Центральная фигура эвенкийской мифологии — медведь — общеплеменное божество, прародитель эвенков. Бытовые сказки отражают отношения в семье, возникающие в ней конфликты. Малые жанры представлены загадками и скороговорками; жанр пословиц почти неизвестен.
Все песенные жанры определяются общим термином икэн — «песня-музыка» (от основы ик — «звучать»).
Традиционная музыка представлена песенно-лирическим, инструментальным, песенно-танцевальным жанрами, музыкой эпоса, шаманских обрядов и песен-гимнов.
Из народных танцев известен хоровод (хейро, сэдьо), исполнявшийся под песенную импровизацию. Игры носили характер состязаний в борьбе, стрельбе, беге и др.
Традиционная одежда
Одежда — одинаковая для мужчин и женщин — была распашная и именовалась обычно «фраком», за необычный покрой: целую шкуру оленя центральной частью помещали на спину, спереди завязывая тесьмой.

Верхняя передняя часть оставалась открытой: под нее эвенки надевали богато украшенные бисером меховые нагрудники. Нижняя часть покрывалась натазниками из ровдуги: прямыми у женщин, угловыми у мужчин.

В повседневной жизни использовали простые парки прямого кроя. Парка - верхняя зимняя одежда из оленьих шкур мехом наружу, утепленная куртка. Носили ее как мужчины, так и женщины.

Из-за "фрака" - эвенкийской одежды необычного кроя, эвенков прозвали "аристократами Сибири".
Головы покрывали капорами, капюшонами. Волосы мужчины и женщины стригли коротко или заплетали в две косы. Из украшений встречались объемные женские серьги, подвески, кулоны-талисманы.
Для украшения нагрудника и шубы использовался мех собаки и оленя, бисер, бусины, монеты, вышивка, меховые аппликации. Орнаменты имели сакральное значение: на вещи запрещалось переносить точное изображение животных, птиц и людей, поэтому использовались аллегорические символы.
Обувью служили олочи из кожи, сукна или ровдуги летом и оленьего меха зимой. Самой же распространённой обувью являлись и являются унты.
Традиционная еда
Национальную кухню эвенов можно назвать одним из древнейших образцов кулинарного искусства народов Севера.
Эскимосский стиль питания даже называют мясной диетой, из-за преобладания в нем этого продукта.

Поскольку эвенки-охотники вели преимущественно кочевой образ жизни, заготовка запасов на длительные периоды для них не была характерной. Поэтому на охоте и на рыбалке выработались навыки не убивать больше того, что нужно для питания в ближайшее время.

В силу своей хозяйственной деятельности, основу питания эвенов издревле составляли мясные и рыбные продукты. Несмотря на скудость имеющихся в наличии продуктов, эвенки умели готовить разнообразные блюда.
В состав традиционных блюд эвенков всегда входил жир, для получения которого иногда жарили кости в котлах.

Эвенки отлично разбирались в достоинствах отдельных частей туши. Грудинка, ребро и задняя часть хребта считались лучшими лакомствами. Эвенки употребляли в пищу и субпродукты: кровь, голову, ноги, желудок и прочее.

Мясу домашнего оленя эвенки всегда предпочитали мясо диких животных, особенно молодых и упитанных. Эвенки любили сало, употребляя его в значительных количествах.

Вареное мясо ели, запивая бульоном, разлитым по чашкам. Провяленое в течение 3—5 дней мясо обжаривали на вертеле или, раздробив, смешивали с голубицей. Это блюдо называлось кулин.

Молоко домашнего оленя эвенки добавляли в чай, из него же получали сгущенное молоко – моколдо. Молоко, смешанное с ягодами – монты, считалось лучшей пищей в летнее время.
Интересные факты
Солнцезащитные очки

Эвенки изготавливали специальные солнцезащитные очки. Они изготавливались из подручных природных материалов: из кожи и костей животных с узкими прорезями для глаз.

Оленеводство в Китае

В настоящее время эвенки - единственная в Китае национальность, которая занимается оленеводством.

Made on
Tilda