Чуваши
Чуваши — тюркский народ, коренное население Чувашской республики.
Содержание
Расселение
Более половины представителей чувашской народности — 67,7%, проживает на территории Чувашской Республики. Она является субъектом Российской Федерации и располагается на территории Приволжского федерального округа.

За пределами Республики чуваши живут преимущественно в соседних регионах и в Сибири, незначительная часть — за пределами РФ.

По результатам всероссийской переписи населения (2010) в период с 2002 по 2010 г. в Российской Федерации численность чувашей уменьшилась до 1435872 чел. — почти на 202 тыс.чел.(на 14 %)

Язык и письменность
Современный чувашский язык относится к тюркской языковой семье. Его уникальная особенность в том, что это единственный в мире живой язык исчезнувшей булгарской группы. Это официальный язык Чувашской Республики, который, наряду с русским, является государственным. Его изучают в местных школах, а также в учебных заведениях некоторых районов Татарстана и Башкирии. Согласно переписи 2010 года, на чувашском языке говорит более 1 миллиона граждан России.

Считается, что в древности чувашский язык имел свою руническую письменность. Современный алфавит был создан в 1873 году благодаря усилиям известного просветителя и педагога И.Я. Яковлева.
Чувашский язык считается вторым официальным языком после русского, входит в обязательную программу обучения на территории республики и активно используется местным населением.
Религия
Сегодня больше половины чувашей исповедует христианство, однако до сих пор встречаются объединения традиционного язычества, а также религиозного синкретизма. Немногочисленные группы чувашей исповедуют ислам.
В древности чуваши верили, что мир представляет собой куб, в центре которого находятся чуваши. По берегам земля омывалась океанами, которые постепенно разрушали сушу. Считалось, что как только край земли дойдет до чувашей, наступит конец света. По бокам куба находились охранявшие его богатыри, внизу — царство зла, а вверху — божества и духи умерших во младенчестве.

Несмотря на то, что народ исповедовал язычество, у них был лишь один верховный бог Тура, который руководил жизнью людей, насылал на них бедствия, испускал громы и молнии. Зло олицетворялось с божеством Шуйттан и его слугами — злыми духами. Они после смерти мучали грешников в девяти котлах, под которыми на протяжении вечности поддерживали огонь.
В существование ада и рая чуваши не верили, так же, как и не поддерживали идею о перерождении и переселении душ.
Жилище
Чуваши селились в небольшие деревни и села, которые назывались ялы и располагались вблизи рек, озер и оврагов.
Чуваши селились в небольшие деревни и села, которые назывались ялы и располагались вблизи рек, озер и оврагов. Обычно на разных концах яла селились родственные семьи, которые всячески помогали друг другу в быту. Увеличение численности населения в поселках, а также традиционное современное формирование улиц появилось в регионе лишь в XIX столетии.

Жилище чувашей представляло добротный дом из дерева, для утепления которого применялась солома и глина. Очаг находился внутри помещения и имел дымоход, сам дом имел правильную квадратную или четырехугольную форму.
Двор имел форму вытянутого прямоугольника и традиционно разделялся на две части. В первой находился главный жилой дом, летняя кухня с открытым очагом и все надворные постройки. Продукты хранили в сухих погребах.
В задней части разбивали огород, оборудовали загон для скота, иногда там же находилось гумно. Здесь же располагали и баню. Часто она находилась вблизи естественного водоема либо рядом с ней выкапывали искусственный пруд.
Современный сельский дом чувашей — четырех- или пятистенок с внутренней распланировкой жилого помещения, верандой, парадным крыльцом, мезонином.
Занятия
Ведущую роль в традиционном хозяйстве чувашей издавна играло пашенное земледелие.

Они возделывали рожь, полбу, овес, ячмень, гречиху, просо, горох, лен. Было развито огородничество, сажали лук, капусту, морковь, брюкву, репу.

Чуваши издавна славились умением возделывать хмель, который продавали и соседним народам.

На втором месте по значимости находилось животноводство – разводили крупный и мелкий рогатый скот, лошадей, свиней, домашнюю птицу. Занимались также охотой, рыболовством, бортничеством.
Чувашские женщины занимались изготовлением холста, крашением ткани, шитьем одежды для всех членов семьи.
Чувашская вышивка считается одной из вершин народной культуры. Ее особенность - на обеих сторонах ткани одинаковый рисунок.
Из кустарных промыслов в основном были распространены деревообрабатывающие: колесный, бондарный, столярный. Существовали плотничьи, портняжьи и другие артели.
Из ремесел были развиты гончарное дело, лозоплетение, резьба по дереву. Резьбой украшали утварь (особенно пивные ковши), мебель, столбы ворот, карнизы, наличники.
Обычаи народа
До сегодняшнего дня сохранился у чувашей обряд помощи - ниме.
Когда предстоит большая и трудная работа, с которой хозяева не могут справиться сами, они просят помощи у односельчан и родственников. Рано утром хозяин семьи или специально выбранный человек обходит деревню, приглашая на работу. Как правило, все, кто слышит приглашение, идет на помощь с орудиями труда. Работа кипит целый день, а вечером хозяева устраивают праздничное застолье.

В формировании и регулировании морально-этических норм у чувашей всегда большую роль играло общественное мнение: "Что на деревне скажут". Чуваши с особым почтением относились к умению достойно вести себя в обществе.
Осуждали нескромное поведение, сквернословие, пьянство, воровство. Особое требование в этих вопросах предъявлялось молодежи. Из поколения в поколение чуваши учили: "Не срами имени чуваша".
Для чувашей очень многое значат родственные связи. И сегодня чуваш старается соблюдать давно сложившийся обычай, по которому раз–два в году он должен был звать к себе на пир всех родственников и соседей.
Традиционно при вступлении в брак жена должна была быть на несколько лет старше супруга. Воспитание молодого мужа было одной из обязанностей женщины. Муж и жена были равноправны.
Фольклор
В чувашском устно-поэтическом творчестве представлены почти все жанровые виды и формы.
Богат сказочный фольклор, который подразделяется на три основные группы: волшебные или героические, бытовые сказки и сказки о животных.

Чувашские пословицы и поговорки носят преимущественно наставительный или воспитательный характер, как правило, состоят из одного или двух логически завершенных предложений.

Чрезвычайно богато представлен у чувашей песенный фольклор. Бытовали трудовые, обрядовые, свадебные, поминальные, рекрутские, застольные, лирические, а также исторические песни. Среди молодежи широко распространенными были любовные, посиделочные, хороводные, игровые и шуточные песни и баллады.
Важное место в песенном жанре принадлежит частушкам (такмак).
Неотъемлемой частью народного творчества являются танцы. Мелодии женских танцев были умеренными, мужских - быстрыми и оживленными.
Исполнение большинства песен и танцев у чувашей сопровождалось игрой на музыкальных инструментах. Традиционными из них являлись волынка, гусли, скрипка, дуда, барабан и др.
Традиционная одежда
В повседневной жизни чувашские мужчины одевались просто: просторная рубаха и штаны из домотканого сукна, которое делали из конопли и льна. Дополняла образ простая шляпа с узкими полями и обувь, изготавливаемая из лыка или кожи. По внешнему виду обуви различали места обитания народности: западные чуваши носили лапти с портянками черного цвета, восточные отдавали предпочтение белому колеру.

В отличие от мужчин, которые национальные костюмы с орнаментом надевали лишь на свадебные и религиозные церемонии, женщины предпочитали выглядеть привлекательно ежедневно. Их традиционная одежда включала в себя длинную, похожую по крою на тунику, рубашку из белого покупного или домотканого сукна и передника.
Интересно, что мужчины носили онучи только зимой, а женщины дополняли ими свой образ круглый год.
Обязательный элемент костюма — головной убор, вариаций которого у чувашских женщин было множество. В повседневной жизни использовали платки светлых расцветок, холщовые сурпаны или повязки, подобные арабской чалме. Традиционный головной убор, который стал одним из символов народа, — шапочка тухъя, напоминающая по форме шлем и обильно украшенная монетами, бисером и бусинами.

В почете у чувашских женщин и аксессуары. Среди них расшитые бисером ленты, которые пропускались через плечо и под рукой, шейные, поясные, нагрудные и даже наспинные украшения. Характерная особенность орнаментов — строгая геометрия форм и зеркальность, обилие ромбов, восьмерок и звезд.

Чуваши в национальном костюме
Традиционная еда
В традиционной пище чувашей-земледельцев издавна преобладали растительные продукты.
Повседневным блюдом являлся суп. В суп клали муку, крупы, картофель, из овощей - свежую и квашеную капусту, морковь, лук, реже свеклу.

Предпочтением пользовались супы с мучным полуфабрикатом. Из кислого или пресного раскатанного теста готовили салму, нарезая его на квадратики или просто разрывая, и пускали в кипящий бульон.

Важное значение, особенно в обрядовой трапезе, имели каши. Их варили из пшенной, полбенной, гречневой круп.
Хлеб у чувашей считался священным, резать его доверялось только главе семьи или самому уважаемому ее члену.

Из молочных продуктов были в ходу кислое молоко, пахтанье, творожные сырки. Мясо было сезонным продуктом, во время забоя скота. К праздникам готовили разного вида колбасы с начинкой из круп, мяса, крови. Стол дополняли дичь и рыба.

Разнообразен выбор мучных изделий - пироги, лепешки, ватрушки. У всех групп чувашей были распространены хуран кукли - вареники. Начинку делали из творога с сырыми яйцами либо из толченого картофеля с маслом.

Главной сладостью, помимо различной выпечки, был мед. Его ели как самостоятельное блюдо, а также использовали для приготовления различных напитков, в том числе браги, медовухи.

Из ржаного или ячменного солода делали пиво. Традиции пивоварения у чувашей древние, причем каждая семья имеет свой рецепт, который передается по женской линии
Интересные факты
"Тихие" чуваши

Неконфликтный нрав чувашей отразился в том, что в языке соседствующих народов его название переводится или связывается со словами "тихий" и "спокойный".

Чувашская "Пизанская башня"

В XIX веке Чебоксары (столица Чувашии) славились своей собственной "Пизанской башней". Колокольня местной Вознесенской церкви была наклонена под значительным углом, что приводило в изумление всех, кто это видел. К сожалению, до наших дней колокольня не сохранилась.

Made on
Tilda