калмыки
монгольский народ ойратской группы. Проживают в Республике Калмыкия — субъекте Российской Федерации. Калмыки являются представителями современной кочевой культуры.
Содержание
Расселение
Калмыки относятся к малочисленным народам на территории РФ, его количество исчисляется 183 000 человек.

Большая часть калмыков – около 163 тысяч – проживает в республике Калмыкия. Народ проживает также в Астраханской, Волгоградской, Ростовской, Оренбургской, Саратовской областях, Ставропольском крае, Республике Дагестан, в некоторых областях Западной Сибири, Казахстане, Кыргызстане. Большая численность калмыков в Монголии (около 170 тыс. человек) и в Китае (около 250 тыс. человек). Небольшие группы проживают в США, Франции, Швейцарии, Германии, Югославии, Болгарии.

Язык и письменность
Калмыцкий язык принадлежит к монгольской семье алтайской языковой макросемьи.
Определённое влияние на калмыцкий язык оказали тюркские, урало-угорские и тунгусские элементы, влившиеся в состав калмыцкого этноса. В лингвистике язык западной ветви монголов (ойратов) именуют калмыцким (иногда ойрат-калмыцким).

Российские калмыки до 1924 года в переписке пользовались своей ойратской национальной письменностью "Тодо Бичг" созданной в 1645 году.
В 1924 году национальная калмыцкая письменность "Тодо бичг" была заменена на кириллицу.

Современные калмыки говорят на русском и на калмыцком языках.
Религия
Большинство калмыков исповедует тибетский буддизм. Небольшая часть является православными, есть исламисты и атеисты.
Буддизм стал распространяться с конца XVI века. До этого времени существовали культы неба (тенгрианство), огня, воды, земли, гор. Практиковались шаманизм и фетишизм, предполагавшие совершение жертвоприношений, поклонение тотемным животным. Среди шаманов встречались и мужчины, и женщины. Некоторые обряды сохранились до сих пор.

В религии очень плавно переплетаются культура народа и ритуалы.
Очень важно медитировать, чтобы получить чувство нирваны, достигнуть высокого внимания, выдержки, развиваться, как личность. Эта религия помогает саморазвиваться и всегда быть уравновешенным.
Калмыкия — единственный регион в Европе, где присутствует традиционная форма буддизма.
Жилище
Традиционным жильем калмыков, как и у большинства кочевых народов, были юрты (кибитки).
Они делались переносными или устанавливались на повозку. Зимой в них было тепло, летом — прохладно. Они легко разбирались и собирались.
Основание состояло из жердей и деревянных реек. Жердей требовалось достаточно много: 60-140. Вверху их концы туго связывались между собой. Для этого использовалась веревка, сплетенная из хвостов лошадей.
Строения были очень прочные, не разрушались от ветра и непогоды. Остов покрывали войлочным материалом. В холодные зимы использовали двойной слой войлока. Двери были деревянные, с двумя створками. Юрта была достаточно просторная, в ней могло жить несколько семей.
В центре размещался очаг, обложенный камнями. Дым выходил наружу через отверстие вверху. По периметру жилища устраивались спальные места из войлока.
Вещи складывали в деревянные ящики типа сундуков. На пол также укладывали войлок. Пищу принимали на низких столиках. Юрта делилась на две половины: мужскую и женскую. Место возле очага было священным.
После перехода калмыков на оседлый образ жизни первыми жилищами были землянки. Затем начали делать срубные строения по типу русских изб.

Занятия
Основными занятиями у калмыков было кочевое, полукочевое скотоводство. Издавна племена разводили верблюдов, лошадей, которые были средством передвижения. Ради мяса, молока держали коз, овец, коров. Овцы, козы давали сырье для получения войлока.

Кочевой образ жизни объясняется отсутствием постоянных пастбищ, нехваткой воды для питья, низкой плодородностью почвы, непригодной для земледелия. Людям приходилось кочевать с места на место, чтобы обеспечить приемлемые условия жизни.
Передвижение происходило по определенным маршрутам, которые для каждого рода были свои. Все члены рода передвигались вместе с ним, отдаляться было строго запрещено.
Также охотились на степных зверей: лис, волков, диких птиц. Перешедшие на оседлый образ жизни калмыки начали разводить свиней. Выросло значение земледелия. Начали сажать пшеницу, рожь, лен, табак. Люди стали заниматься огородничеством, разведением бахчевых культур. У племен, которые жили возле рек, было развито рыболовство.
Торговля ограничивалась продажей скота приезжим купцам. Позднее начали продавать дыни, арбузы. Развивались такие ремесла, как: изготовление кожаных изделий; изготовление войлока; чеканка; гравировка металлических изделий; резьба по дереву.
Обычаи народа
Калмыки сохранили свою неординарную самобытность и народные традиции, которые дошли до наших дней.
Род калмыков определяется по мужской линии, так что самыми близкими родственниками были те, что приходятся родней отцу.
Старшим оказывается уважение и почёт. Их пропускают первыми и поддерживают при входе, помогают подготовить коня в дорогу, предлагают лучшую еду и чай прежде, чем другим.
У калмыков не принято хвалить своих жён, но для укрепления духа и поднятия авторитета повсеместно расхваливают мужчин.
Подготовка к свадьбе включает интересные обряды. Невесте обрезают прядку волос, ногти, чтобы она не унесла из дома счастье своей семьи. Жене было запрещено называть мужа по имени. Ей нельзя было касаться оружия, переходить дорогу мужчине.
К семье калмыки относятся с трепетом. Дурным тоном считается незнание своих корней, ведь каждый человек должен уважать предков.
Фольклор
Калмыки чтут и бережно хранят свою историю, обычаи и память предков. Подтверждение этому – старинный эпос "Джангар" – выдающееся фольклорное произведение, оставившее значительный след в культуре своего народа, своего рода проводник по обычаям и традициям калмыков.
Помимо некоторых исторических деталей, эпос содержит советы о том, как правильно воспитывать в человеке разумное, доброе, вечное и прививает читателям нормы этики и морали. Огромным уважением пользовались джангарчи — мастера-исполнители «Джангра», поющие строфы эпоса под аккомпанемент домбры.
В калмыцком фольклоре видное место занимают пословицы и поговорки, (ульгюр). Эти доходчивые и меткие выражения прививают любовь к труду, родной земле, воспитывают честность, храбрость, высмеивают и клеймят пороки, осуждают зло.
Значительное место в калмыцком фольклоре занимают йорелы (благопожелания), которые как особый жанр устного народного творчества бытуют очень широко и в настоящее время.
Йорел — это выражение чистых, душевных, искренних чувств человека, который желает счастья, здоровья, успехов и т. п. тому, кому йорел высказывается.
Традиционная одежда
Женщины в быту одевались довольно просто. Их повседневной одеждой была широкая рубаха и шаровары. Также были распространены длинные платья в пол. Они застегивались на металлические пуговицы или подпоясывались ремнем. Нагрудник украшали золотистой или серебристой тесьмой.
Расцветки праздничных нарядов были яркими: зелеными, красными, синими с золотистой каймой по краям.
Летом головными уборами были суконные или войлочные шапочки. На ногах носили сафьяновые сапоги.
Богатые калмычки дополняли костюм серьгами, браслетами, ожерельями. Украшения делали из драгоценных металлов, хрусталя, яшмы, кораллов.
Национальный мужской костюм калмыков состоит из рубахи, штанов, заправляемых в сапоги. Поверх надевали бешмет — приталенный кафтан длиной до колен. На груди его расшивали позументом.
На кожаном ремне размещались ножны с оружием. В зимнее время носили овчинные шубы, пошитые в талию. Головным убором была меховая шапка типа папахи. Парадный вариант отличался добавлением красной кисточки, которая свисала с шапки. Старики носили длинные простеганные халаты.

Традиционная еда
Калмыцкая кухня несёт в себе отпечаток кочевого скотоводческого быта.
Основные ингредиенты молоко и мясо (баранина и говядина). Благодаря большому наличию мяса, жирных молокопродуктов, муки, пища питательна и калорийна, хорошо насыщает.Из специй используется лук, чеснок, лавровый лист.
На основе молока коз, овец, коров, лошадей готовят множество полезных блюд. Путем сквашивания делают чигян — молочнокислый напиток наподобие кефира. Он считается лечебным, его часто пьют буддийские монахи. Из овечьего творога путем высушивания получают вкусное блюдо шююрюмг. Популярен также кумыс.
Калмыцкий чай больше напоминает бульон. Состоит из заварки (листового чая), воды, сливок, коровьего масла, соли, корицы. Может добавляться поджаренная мука.
Популярные блюда калмыцкой кухни:
Дотур. Наваристый суп из бараньих потрохов. Берутся почки, печень, кишки барана, тушатся в казане вместе с салом, кровью, молоком. Затем смесь заливают бульоном, варят. Подают с репчатым луком.
Кюр. Запеченный в углях бараний желудок с начинкой из мяса этого животного.
Бёриги. Это калмыцкие пельмени. Делают из рубленого бараньего фарша с луком. По форме они напоминают пирожки и гораздо крупнее, чем в русской кухне.

Борцоки. Лепешки, обжаренные в жиру. Заменяют хлеб. Их едят с первыми и вторыми блюдами, чаем.
Интересные факты
В Калмыкии находится Золотая обитель Будды Шакьямуни — крупнейший в Европе буддийский храм.

В 1998 году в Элисте (столице Калмыкии) возвели Шахматный городок «Сити-Чесс», для проведения XXXIII Всемирной Шахматной Олимпиады. Это единственный в мире шахматный городок. В этом городке, который соответствует всем европейским стандартам, возводятся жилые дома, разработан тематический ландшафтный дизайн, что делает его уникальным общественным, культурно-деловым и туристическим объектом.

Ботаникам известно, что на земле насчитывается 140 видов тюльпанов, и самое большое их количество в дикой природе растёт не в Голландии, как считают многие, а в Калмыкии.

Made on
Tilda